Анатомические Поезда

Томас Майерс

Том (Томас) Майерс - Анатомические поезда в Москве

Сердце и Душа

Мне крупно повезло. Я работаю с телом человека, и зарабатываю на жизнь прикасаясь к людям. С 1974 года, на протяжении 43 лет, я пытаюсь сделать их жизнь лучше и приблизить их к состоянию баланса. Я с благодарностью принимаю предложение поделиться несколькими уроками, которые я получил за эти годы.

(На самом деле, мой первый опыт работы с телом случился еще в 50-х годах. Отдыхая в детском летнем лагере, я "разминал спину" вожатым, пока один из мальчиков не назвал меня за это "педиком". Мы было девять, и я понятия не имел, что значит "педик", но догадался, что это что-то обидное, и больше спину вожатым не разминал. Вот так иногда мы сами того не понимая вмешиваемся в судьбу других людей! Я так благодарен, что мне посчастливилось уже во взрослом возрасте вернуться к своему врожденному таланту. Кстати, я уже несколько лет работал в этом направлении, когда во время сеанса гипноза вспомнил ту историю в лагере.)

Мануальная терапия - это и искусство, и ремесло, и наука, а также, будем честными, бизнес. Трудно заниматься каким-либо делом, если оно не приносит достаточных доходов. Давайте посмотрим, как один терапевт прошел по всем трем сторонам этого треугольника. 

В молодости я, конечно, слышал слово "массаж", но в те времена, граница между терапией и развлечениями для взрослых еще не была проведена. Так что, когда разговор заходил о массаже, я, как и большинство в те годы, прыскал со смеху. В 1973 году, однако, путь, на который меня поставили родители и университет, подошел концу. Ну и как говорится, я отправился "на поиски себя".

Америка в тот момент накренилась, и я в числе других "ищущих" покатился в Калифорнию. И опять же среди многих других "ищущих" я обнаружил себя ударившимся в медитацию и Гештальт-терапию, а так же в то, что тогда было принято называть "движением, раскрывающим потенциал человека" (по правде сказать, я всегда предпочитал это определение "нью эйдж" или "альтернативной медицине". Я и сейчас считаю, что занимаюсь раскрытием потенциала человека и не перестаю изумляться тому, на что мы люди способны.)

Итак, проходя "курс молодого бойца" по медитации, я обнаружил, что некоторые из "призывников" уходили из сосредоточенности в самоволку на пару часов, и возвращались со странными следами на теле. "Где были?" - спросил я. "На рольфинге". Я удивленно поднял бровь.

"Сейчас покажу" - сказал один из «бойцов». Он обеими руками вцепился мне в грудь, и чуть не оторвал кожу от грудины. Боль была адская! Но после этого у меня заныли зубы и я почувствовал, совершенно явственно почувствовал, что стал дышать иначе. "Улет!" - сказал я. (Так в те далекие времена было принято говорить вместо "Зашибись!")

Несколько месяцев спустя до меня дошел слух, что сама Ида Рольф читает лекцию в одном захудалом отеле, и я покатился вдоль бульвара Санта Моника, чтобы ее послушать. В самом обыкновенном конферец-зале маленькая седая старушка заполняла собой все пространство. Она же полностью захватила мой разум рассказом о состояниях человека, по крайней мере их физической составляющей. И все это прекрасным научным языком с нью-йоркским акцентом.

Со мной был один из членов нашей "секты", и после лекции доктора Рольф он вызвался быть моделью для демонстрации. После 45 минут очень точного, внимательного (подходящего к порогу боли) изучения и прощупывания тканей, распутывания "пучков спутанных проводов" и высвобождения скрытых точек напряжения, мой товарищ встал  другим человеком. Я хочу сказать, что изменения в нем были видны невооруженным взглядом. Его грудь стала объемнее, голос стал глубже, и (зная его, я могу это сказать) его эмоциональные реакции тоже стали глубже.

К тому времени я примерялся к карьере в области продвижения одной из разновидностей высокопарного "Американского дзена", но в этот момент будто пелена упала с моих глаз. Я увидел совершенно другой путь. В работе Иды с моим товарищем не было психологической составляющей - напротив, занимаясь телом, она казалась бесстрастной, внимательной и отстраненной. Она не оставляла шансов для эффекта плацебо. (Все ее внимание было сосредоточено в собственных руках и в теле человека перед ней, при этом она не проявляла к нему какого-то особенного участия.) Тем не менее эффект от этой единственной сессии сохранился в его теле на несколько недель.

Я тут же записался к ней на курс терапевтических сессий по рольфингу. (Она сама терпеть не могла это название. Свою работу она называла "структурной интеграцией", но мы хиппи уже навесили ярлык "рольфинг" на ее ремесло. Сейчас термин "структурная интеграция" используется для одной из разновидностей терапии, отпочковавшейся от практики Иды Рольф.) Помимо этого я вызывался быть моделью на ее занятиях, что позволяло мне меньше платить за рольфинг. А что? Мне было 23! Я едва сводил концы с концами.

Так вышло, что я оказался единственной моделью для нескольких потоков ее студентов. Мне повезло!  После обучения со мной работали ее ассистенты. За их работой наблюдали студенты и задавали вопросы, которые не осмеливались задать в присутствии самой Иды. (Она не очень-то поощряла бездарей. Ну и, конечно, мы называли ее Идой только за глаза, в знак обожания.) Так я получил экскурс в структурную работу с телом, а также логику и стратегию, на которых она базируется, одновременно пропуская через себе ощущения от этой работы.

Что я вам могу сказать... Из моего тела ушло огромное количество боли – там где были травмы, например, в месте перелома малоберцовой кости, из намертво зажатого, неподвижного таза и больше всего из скованных мышц. Я был обычным оболтусом из Новой Англии и нуждался в хорошей встряске.

Помимо обретенной легкости и свободы самым ярким (и мотивирующим) результатом этой работы стало расширение моего эмоционального диапазона. Моим бедным соседям по комнате не раз приходилось выдерживать "звуковой хлопок", когда я преодолевал барьер, переходя из одного эмоционального состояния в другое.

К моменту завершения курса терапии, однако, я вошел в зону такой осознанности чувств, которую мои родители явно не задумывали. Наверное и сейчас у меня есть некоторый эмоциональный дефицит, но я никогда не расставался с честностью и подлинностью, встроенными в меня на тех сессиях, напомню, без какого-либо психологического вмешательства. Точнее сказать, с честностью и подлинностью "раскрытыми" во мне.

Я все еще сильно сомневаюсь, что мы действительно можем что-то "прибавить" к человеку. Это спорный вопрос. Конечно, можно "добавить" ему информации, ощущений, поощрить к экспериментам с движением, но на самом деле, лучшая структурная работа с телом представляет собой освобождение от напряжений и зажимов, заложенных в нас несчастными случаями, травмами, воспитанием и обучением, а также попытками подражать своим героям. Мы не хотим "накладывать" шаблон хорошей позы поверх набора компенсаций. Напротив, мы стремимся постепенно вывести человека из компенсаций, чтобы поднять на поверхность внутреннюю суть личности.

Том (Томас) Майерс - анатомические поезда в России

Быть скульптором легко", сказал великий Микеланджело, "берешь кусок мрамора и отсекаешь все лишнее

Вот и в структурной интеграции так же. Мы ищем, то что навязано человеку извне: паттерны, ограничения в движении, и работаем над тем, чтобы избавиться от них. Как "облегчить бремя", которое человек сам взвалил на себя? И то что предстает перед нами в результате этой работы, оказывается не роботоподобной "идеальной осанкой", а возвратом к исходному эскизу человека, к тому каким он мог бы стать, не пройди он огонь, воду и медные трубы.

Примерно на третьем сеансе, я спросил работавшего со мной ассистента. "А как вы вообще это делаете?" Не раздумывая и доли секунды, он ответил "Даже не думай об этом. Тебе это совершенно не подходит". С тех пор мы с ним коллеги, и этот его ответ всегда дает нам повод посмеяться.

Несмотря на высказанное им мнение, в ближайшую пару месяцев я отказался от прежних планов и записался на курсы массажистов и на курс по анатомии, включающий в себя практику препарирования. В попытках соответствовать высоким стандартам Иды Рольф, я с головой погрузился в литературу по кинезиологи. На самом деле, я скорее всего мог бы попасть в ее школу и без такой тщательной подготовки. И все же я рад, что не пожалел времени на то, чтобы овладеть основами анатомической и кинезиологической лексики, прежде чем переходить к практике.

(Исследовательская группа Джонсона-О'Конора глубоко изучала вопрос предрасположенностей и профпригодности. В ходе исследований удалось обнаружить, что наибольшего успеха в рамках той или иной профессиональной сферы добивались люди с самым богатым лексиконом. И неважно, о какой именно профессии идет речь: архитектор, музыкант, фармацевт или кто угодно другой. Работа с телом сама по себе не требует обширной лексики. А вот когда я стал преподавать, писать книги, богатый и разнообразный словарный запас стал для меня необходимостью.)

Курсы массажистов были моим первым шагом на пути к ремеслу. В то время, как предыдущее обучение позволило мне накопить достаточный объем лексики, мой тактильный "словарь" пока что никуда не годился. В моей семье знали, что такое любовь, но не очень-то ее демострировали, особенно в том, что касается прикосновений. Я здоровался с отцом за руку и называл его "сэр", пока не втянулся во всю эту историю с рольфингом. Тогда я пересек дистанцию вытянутой руки, чтобы впервые обнять отца. Сначала он сопротивлялся, а потом вошел во вкус.

Сила прикосновения - это первый урок, выученный мной на курсах массажистов. В нашей культуре преобладают визуальное обучение и обучение на слух. Третий вид обучения, кинестетический, увы, сильно недооценивают. В моей семье в частности, и в западном обществе в целом. В своей книге "О дивный новый мир" писатель-фантаст Олдос Хаксли пишет о развлечении будущего, которое состоит в том, что вы можете не только увидеть или услышать действие, но и почувствовать его. К сожалению, в настоящий момент технологии, связанные с тактильными ощущениями, находятся на самом раннем этапе развития, а слух и зрение намного опережают телесные ощущения как в сфере развлечений и образования, так и в сфере социальных инвестиций, выделяемых на их развитие.

Но в той маленькой комнатке на верхнем этаже в Беркли, Калифорния я узнал, что прикосновение можно использовать как инструмент в обучении, инструмент, обладающий колоссальным исцеляющим потенциалом. В программе обучения мало времени уделялось теории и много - практике.

Здесь-то у нас, у меня, была возможность научиться контакту, являющемуся сутью тактильной коммуникации. Присутствию. Как почувствовать то, что находится у вас под пальцами, как сохранять контакт с человеком, которому принадлежит эта плоть. Без этого контакта никакие ваши навыки, никакая идеальная техника работы не сможет проникнуть в клиента. Я знаю, я бывал в руках терапевтов, не обладавших этим даром. Без этой сердцевины, без контакта и присутствия, даже самое глубокое, самое длительное прикосновение будет отскакивать от тканей клиента и от его сознания, не оказывая никакого воздействия.

Там же я постиг азы "энергетики", термина, который часто используют для оправдания неопровержимых явлений, механизмов которых мы пока не понимаем. Однажды вечером, закончив очередной сеанс массажа, я довольный своей работой звонко хлопнул в ладоши. Преподавательница шведского происхождения Гунвар, цыкнула на меня, временно утратив свою скандинавскую доброжелательность, и устроила мне форменную головомойку, за то что я нарушил "энергию" в зале. Я начал спорить, но потом, я почувствовал - она была права. Мой хлопок нарушил что-то неосязаемое, но явно присутствовавшее в зале, некую энергетическую сеть. Этот урок я запомнил навсегда. Как бы много вы ни "знали", за этим всегда остается что-то еще...

Еще один важный урок об энергии: Где "ваше", и где "их"? Вы подходите к массажному столу со своими плюсами и минусами, вы со своим мировоззрением, они - со своим. В процессе работы вы создаете мост - "наше". В психологии это принято называть переносом и контр-переносом, но в работе с телом все не так прямолинейно и просто, потому что само прикосновение - это не такая простая штука, в нем невербальный поток коммуникации одновременно течет в обоих направлениях. Целая жизнь может уйти на то, чтобы научиться сохранять это энергетическое "переплетение".

Я проработал массажистом всего 9 месяцев, пока готовился к поступлению на обучение рольфингу. Я никогда не был хорошим массажистом (можете спросить у моей жены). Я был беден, и мне нужно было на что-то жить, так что я выезжал на дом и делал массаж в основном домохозяйкам, женам представителей верхушки среднего класса. Я работал довольно профессионально, но утешать я никогда не умел, а этот навык жизненно необходим, чтобы стать успешным массажистом.

Томас (Том) Майерс - анатомические поезда в Москве

Сила прикосновения

Помимо улучшения вспомогательных навыков ведения бизнеса: ответных звонков клиентам, началу сеанса в назначенное время, внимательного отношения, я хотел бы сосредоточиться на навыках прикосновения. Их важность бесспорна. В свое время это тоже стало для меня уроком. В начале 70-х внутриматочные спирали были очень популярным средством контроля рождаемости. И вот работая со своими клиентками, я начал замечать, что у некоторых из них в верхней части пятки была триггерная точка, даже при легком прикосновении к которой, они просто взрывались.

Я полистал книги по рефлексологии и выяснил, что эта акупунктурная точка связана с маткой. Отмечу, что в 70-х это были медные внутриматочные спирали, раздражавшие внутренний слой матки и таким образом препятствовавшие закреплению яйцеклетки, в отличие от современных моделей, выделяющих гормоны. Это раздражение вызывало постоянные болевые ощущения в соответствующей точке пятки. Похожая реакция также случалась у женщин перед началом менструации.

На протяжении многих лет снова и снова я удивлялся тому, насколько точно рефлекторные точки на стопах соответствовали внутренним органам и другим частям тела. У женщин не пользовавшихся спиралью не было такой реактивности. До сих пор у нас нет достоверных научных данных, объясняющих эти точки. Объяснение, предлагаемое рефлексотерапевтами, просто смехотворно, если вы хоть немного знакомы с неврологией. Они утверждают, что в стопах находится 70000 нервных окончаний, которые напрямую соединяются с соответствующими органами.

Однако какая-то связь между ними очевидно есть. Алкоголики (даже завязавшие) демонстрируют чувствительность в точках, соответствующих гипофизу, печени, сердцу, легким. У меня нет объяснения тому как это происходит, но я ясно вижу, что эти акупунктурные точки работают. С тех пор я изучал и другие карты соответствия внутренних органов определенным точкам по всему телу, не только на стопах, но и на руках, ушах (ушная акупунктура), глазах (иридодиагностика по состоянию радужной оболочки глаз), лице, губах и даже половых органах.

Имаго. Все, что нам известно

Том (Томас) Майерс - обучение анатомическим поездам в РоссииКогда вы из раза в раз наблюдаете одно и то же явление (я назвал это имаго - образ всего тела отраженный в одной из его частей, это чем-то похоже на гомункула), я призываю вас вынести из этого урок: Вам необходимо верить тому, что вы чувствуете и что вы обнаружили, даже если у этого явления пока что нет научного объяснения. Никто не знает, как работает аспирин,

почему инфаркту предшествуют острые боли в груди, или откуда берется кранио-сакральный ритм, однако, все это совершенно реально.

Естественно, и у меня были определенные убеждения относительно тела, с которыми мне пришлось расстаться - прекрасные теории разбились о неприглядные факты. Нужно быть всегда готовым к тому, что знание победит предрассудки. В то же время, чувство, что перед вами что-то реальное, просто не имеющее пока-что обоснования, тоже может быть полезным. И однажды тому, что вы обнаружили опытным путем, будет найдено объяснение. Мы все время лавируем между интуитивными догадками и научными доказательствами. Я давно запомнил, что отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия.

Обучение на курсе Структурной интеграции (СИ) у Иды Рольф было невероятно насыщенным, и нет смысла пытаться пересказывать вам как это было. Я пришел более подготовленным в плане анатомии, чем многие мои сокурсники. И с тех пор я на протяжении всей своей карьеры остаюсь пламенным энтузиастом этой науки. Нужно отдать должное моему первому учителю анатомии доктору Луису Шульцу, студенту Иды Рольф и автору книг The Endless Web и Out in the Open.

Будучи эмбриологом, он помог мне увидеть фасцию как единую систему и заинтриговал идеей о том, что мы по сути все еще в чем-то эмбрионы, мы продолжаем "становиться". У каждого из нас есть запас плюри- и тотипотенциальных мезенхимных клеток, полностью готовых к выполнению задач, которые мы перед ними ставим.

Эта идея "непрерывного становления" была основополагающим принципом на протяжении нескольких лет обучения, снова возвращающим нас к тому, что мы не форсируем развитие, не навязываем человеку "правильную" биомеханику, мы просто убираем барикады из соматических "тупиков", даем поддержку, чтобы человек мог сам найти способ освободиться от блоков, которые он сам же и установил.

Использование собственного тела

Кстати о биомеханике, мне посчастливилось учиться тому, как использовать в работе собственное тело, у магистра гуманитарных наук Джудит Астон. Сама Ида Рольф из-за долгих лет работы стоя на коленях со временем превратилась в согбенную старушку. Когда я поступил к ней на обучение, мы работали на столах высотой 40 сантиметров. Они были слишком низкими, но таков был "закон" введенный самой Идой - она хотела, чтобы мы погружались в ткани, а не елозили по поверхности.

Джудит же учила нас, что погружение в ткани не требует силы, все, что для этого нужно – хорошая организация тела самого практика. К несчастью, многие массажисты почти или вовсе не уделяют внимания тому, что происходит с их телами во время работы. Они полностью сосредотачиваются на своих клиентах.

Это достойное уважения отношение к работе, однако доведенное до крайности безразличие к себе приводит к выгоранию, срывам и преждевременному завершению карьеры.

Сильно обобщая можно сказать, что персональные тренеры и учителя йоги в основном сначала полностью погружены в себя, и им приходится учиться фокусироваться на других людях, когда они начинают преподавать. Нет ничего дурного в чтом, чтобы концентрироваться на личной практике, соблюдать дисциплину, но как только вы начинаете брать с клиентов деньги, необходимо сместить фокус внимания на человека перед вами.

Массажисты, опять же это обобщение, склонны полностью "уходить" в другого человека и им необходимо учиться уделять достаточно внимания самим себе, чтобы хорошо выполнять свою работу на протяжениии долгого времени. Слишком многие из них бросают это ремесло не отработав и 10 лет, потому что не знают, как уделить внимание собственным потребностям и избежать боли.

В любом ремесле, будь то керамика, резьба по дереву или живопись, человек достигает реальных успехов примерно после 5-8 лет постоянной практики. Даже самым талантливым нужно время, чтобы стать хорошим терапевтом. Эффективное "использование самого себя", как назвал это Ф.М. Александер, не только продлевает карьеру, но и является ключом к ответу на вопрос "как погрузиться глубже, но при этом сохранить чувствительность?" Слишком активная работа рук и плеч не только надежный способ обеспечить себе боль в шее и спине, но и к слишком сильному воздействию на клиентов, что многих из них не нравится.

Работа с пола с использованием веса собственного тела, напротив, является верным способом хорошо себя чувствовать не только в конце рабочего дня, но и в конце рабочего десятилетия. Чувствительные голени, бедра, грудной отдел позвоночника быстро сообщат вам о недостаточно хорошей организации тела.

По этим двум причинам в нашем головном обучающем центре мы много времени посвящаему тому, как организовать собственное тело в процессе работы. В основном эти занятия базируются на открытиях Джудит Астон, на результах наших собственных опытов с небольшими вкраплениями тайцзи. Так мы обеспечиваем терапевтам уровень "чувствительной грамотности", достаточный для выполнения глубокой проработки клиентов при минимальных болевых ощущениях и дискомфорте, а также помогаем им подходить к концу рабочего дня с запасом энергии, которую они могут посвятить семье или хобби, в общем тому, что делает их счастливее. Если вы постоянно настолько устаете к вечеру, что вам даже телевизор тяжело смотреть (здесь вы можете вписать название любимого сериала), скорее всего вы не очень грамотно организуете себя на работе.

ИДЕЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БЫЛА ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ ПРИНЦИПОМ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ

Том (Томас) Майерс - семинары Анатомических поездов в Москве

Пусть клиенты двигаются

На курсах массажа нас учили как можно меньше тревожить клиентов, чтобы во время сеанса они могли отключиться от многочисленных требований современного мира. Ида Рольф, однако, была нацелена на интеграцию; ее сессии ничем не напоминали отпуск. Ее клиенты двигались постоянно. Она просила их выполнять маленькие очень точные движения, служившие одновременно двум целям:

Во-первых, вовлечению клиентов в рабочий процесс. В некоторых разновидностях работы с телом, особенно с СИ, нам важно, чтобы клиенты не "спали на посту". Конечно, я люблю залезть под простынку и получать райское наслаждение, пока меня массируют, но в процессе соматической работы, в том числе СИ, мне необходимо быть активным участником. Движения клиента усиливают проприорецепцию и дают мозгу больше информации для обработки во время сеанса, что повышает шансы интегрировать результаты работы в двигательный стереотип клиента. Движения клиента также предотвращают "переполнение чувствами" от вашего вмешательства.

Во-вторых, движения клиента очень помогают терапевту. Нет способа лучше прочувствовать функциональную анатомию. При движении клиента фасциальные слои, вовлеченные структуры и привычные паттерны оживают под вашими руками, что было бы совершенно невозможно, оставайся ваш клиент неподвижным.

Движение клиента это "хитрый способ" наверняка определить, где именно вы находитесь (естественно, чем точнее ваши представления об анатомии человека, тем лучше работает ваш "навигатор" по телу). Если вы не уверены в том, где вы сейчас, и с чем именно взаимодействуете, попросите клиента подвигаться. Даже небольшие движения, такие как сгибание колена буквально на пару сантиметров вперед-назад во время проработки ягодиц, как будто подсвечивают лучами прожекторов ткани, которые вам предстоит высвобождать.

Пропускайте через себя метод, который осваиваете

В ходе обучения у Иды Рольф много времени было посвещено фасции. О фасции уже много написано, в том числе и мной, так что давайте сейчас не будем об этом. Ида Рольф служила нам примером для подражания. Ее отличали страсть и сострадание, вдумчивая строгость и личные слабости, самая искренняя преданность делу и (иначе и не скажешь) брезгливость по отношению к тем, кто ищет легких путей, в то время как она приглашала нас заглянуть вместе с ней в самые глубины. Я испытывал перед ней священный трепет, был счастлив, что нашел стоящего учителя, я был студентом жаждущим знаний, наверное, даже слишком жаждущим, чтобы оставаться объективным. 

Впрочем новичкам объективность в принципе не очень свойственна. Все мы приходим в профессию по зову сердца, по субъективным личным причинам, какими бы они изначально ни были. Я был под таким впечатлением от испытанного мной во время индивидуальных сессий, что загорелся желанием передавать этот опыт другим.

В сфере "работы с телом" представлены сотни и тысячи разновидных методик и техник: от танцев до остеопатии, от акупрессуры до телесно ориентированной психотерапии. В какой бы сфере вы не работали, пропустите этот метод через себя. Личного опыта ничто не заменит. Не важно, сколько стоит обучение, насколько оно престижно, как долго нужно учиться или какой префикс будет стоять перед вашей фамилией по его окончании - это ремесло укоренится в вас только путем практики.

ВСЕ МЫ ПРИХОДИМ В ПРОФЕССИЮ ПО ЗОВУ СЕРДЦА, ПО СУБЪЕКТИВНЫМ ЛИЧНЫМ ПРИЧИНАМ

В моем случае, мне пришлось переехать в другой город, культурная среда которого разительно отличалась от той, где я вырос, в город, где у меня не было друзей и знакомых. Мне все пришлось начинать с чистого листа. Мне повезло, в кратчайшие сроки у меня была полная запись. (Дам вам подсказку: когда вы только начинаете, пытайтесь привлечь общественных деятелей из вашей целевой аудитории. Они обычно слегка не в себе или находятся на грани отчаяния, потому что никто не смог им помочь. Люди искусства тоже зачастую стремятся изменить свою жизнь, и тоже немного не в себе. Часто они первыми пересекают ваш порог. Как следует поработайте с ними и другими людьми, формирующими общественное мнение. Остальные подтянутся.)

Том (Томас) Майерс - обучение анатомическим поездам в РоссииПропишите практику в своей жизни. Пробуйте работать с самыми разными людьми. Принимайте всех, кто к вам приходит. Работайте долго и упорно, пока ваше дело, каким бы оно ни было, не перейдет с поверхности внутрь вас. Тренируйтесь и берите уроки у других практиков в вашей сфере как можно чаще. Занимайтесь с теми, кто вам нравится, хотя... вы можете очень многому научиться у тех, кто вам не нравится. Малькольм Гладуэл говорит о 10 тысячах часов, необходимых для достижения мастерства в каком-либо деле. Это во многом зависит от выбранного дела. Другим пограничным столбиком может служить отметка в пять лет. Если вы регулярно практиковались на протяжении пяти лет, скорее всего вы успели впитать в себя свой метод работы.

В какой-то момент вам может стать немного скучно, но не позволяйте этому остановить вас. Самое интересное: новизна и подлинность, ждут вас на другом берегу моря скуки.

Набирайтесь опыта

Итак, через пять лет (или сколько там лет помещается в вашу пятилетку?) вам захочется снова пойти учиться. Через два года после окончания обучения у Иды Рольф я вернулся к ней на продвинутый курс обучения. Последующие пять лет, я брал занятия с другими "рольферами", но с "пути истинного" не сходил. Не пытайтесь в короткие сроки освоить слишком много методов или техник работы с телом. Некоторые способны успешно совмещать в своей практике иглоукалывание, массаж, нейро-мышечное восстановление проприорецепции (единицы способны великолепно совмещать различные практики). Чаще же

пытаясь слишком рано объединить несколько методов в своей работе, мы получаем помои вместо супа.

Прошло пять лет, и мне выпала возможность учиться у великого Мойше Фельденкрайза. Во время обучения я думал, что оставлю рольфинг и полностью посвящу себя работе по методу Фельденкрайза. Но на самом деле, новые знания плавно влились в мою практику и способствовали ее росту.

Прошла еще пара лет и я с головой ушел в остеопатию, особенно меня интересовала краниальная остеопатия. На сеансах СИ я работал с так называемой париетальной миофасцией, мышцами и смежными тканями. Остеопатия познакомила меня с понятием "связочное ложе" (фасция, расположенная близко к костям, ее я назвал "внутренним мешком"). Краниальная остеопатия подвела меня к фасции оболочки мозга, перекрывающей дорсальную полость.

Еще через несколько лет меня затянуло в мир висцеральной остеопатии Жан-Пьера Бараля. Это обучение дало мне более широкий взгляд на фасциальные связи и подлинное движение органов брюшной полости.

Глубокое изучение двигательной медитации, Континуума, также обогатило меня знаниями. В моем случае, все что я изучал вносилось как удобрение в почву моей практики СИ, и теперь СИ в моем исполнении лишь отдаленно напоминала то, что я в свое время получил из рук Иды Рольф. Я по-прежнему преклоняюсь перед ее талантом, я полон благодарности к ней и, безусловно, база, которую она мне дала, никуда не исчезла. Но каждое обучение, которое я проходил, влияло на то, как я работаю. В итоге я могу назвать этот способ работы моим собственным.

К настоящему моменту моим основным способом учиться стало преподавание. Дни, когда я мог позволить себе сделать перерыв и полностью посветить себя обучению у других людей, прошли. Преподавание многому меня учит. Я учусь у других преподавателей, учусь на вопросах студентов, учусь, ставя новые задачи перед студентами и коллегами, но больше всего я учусь, упражняясь в проговаривании того, как именно я сейчас работаю. Иногда эта работа и мне самому кажется волшебством. То что раньше мне казалось "магией в чистом виде", сейчас я могу передавать другим людям вербально и тактильно - так что уж лучше мне быть учителем.

Мои студенты: Джеймс Эрлз, Карин Гюртнер, Войцех Каковски и Ари-Пекка Лнидберг начинают превосходить меня, и я учусь у них.

Пройдя отметку в 12 лет практики (а теперь уже 40), я достиг звания "мастера". И я не вижу в этом признаков эгоизма. Просто это состояние, когда работа живет внутри тебя, ты являешься ее источником, или как минимум не создающим помех проводником. Вы почувствуете, когда это случится с вами. И тогда вы тоже назовете себя мастерами. Техника и методы обеспечивают свободу творчества и интуитивную легкость. Все хотят поскорее попасть в это состояние. По иронии судьбы, чем сильнее мы торопимся, тем позже там оказываемся.

ТО ЧТО РАНЬШЕ КАЗАЛОСЬ МНЕ ВОЛШЕБСТВОМ, СЕЙЧАС Я МОГУ ВЕРБАЛЬНО И ТАКТИЛЬНО ПЕРЕДАВАТЬ ДРУГИМ

Избегайте одной ловушки: если все ваши сеансы стали похожи один на другой - это сигнал тревоги. После нескольких лет работы у нас появляются любимые приемы, к которым мы постоянно возвращаемся, потому что они отлично работают, и мы чувствуем себя уверенно, применяя их. Если нам с ними очень уж хорошо, мы рискуем застрять на месте. Не идите у них на поводу. Продолжайте их применять, закапывайте их поглубже, как семена, подождите пока покажутся свежие ростки, гораздо более хрупкие чем прежние растения, пусть они пробиваются сквозь вашу работу, а не перекрывают ее.

Когда это происходит, вам просто необходимо встряхнуться, то есть пойти учиться.

Еще один вариант, как можно набираться опыта - это принимать всех, кто к вам приходит. Естественно, за исключением клиентов, работая с которыми вы не уверены в безопасности. Во всех остальных случаях разнообразие клиентов пойдет на пользу вашей практике, научит вас работать с самыми разными людьми: спортсменами, людьми с лишним весом, пожилыми людьми и детьми, теми, кто прекрасно осознает свое тело, и кто глух к нему, упертыми умниками и витающими в облаках чудаками, со всеми типами дош. С каким количеством человеческих типажей вас столкнет судьба? Со сколькими из них вы сможете наладить контакт и донести информацию, создающую позитивные изменения?

Мораль этой басни в том, что вы учитесь через практику. Работая много лет в одной сфере вы заметите, что люди приходят к вам "волнами". Два года подряд большинство моих клиентов составляли беременные и недавно ставшие мамами женщины. В течение одного года, без каких либо видимых причин, ко мне пришли пятеро клиентов, страдающих спастической кривошеей. Казалось, Бог хотел, чтобы я научился работать с ними.

В течение года у меня была «волна» топовых музыкантов из Лондона, затем пошел поток танцоров из труппы Сэдлерс Веллс, и один из самых интересных периодов - год, когда ко мне шли английские работники сексуального труда. В какой-то момент каждая из этих категорий людей превалировала среди моих клиентов, и таким образом преподавала мне урок, который я потом мог перенести на свою работу с другими клиентами.

Идите в люди: Может быть у вас есть возможность бесплатно поработать с той частью общества, кому ваши услуги необходимы, но не по карману? Такое добровольное служение дало мне не меньше полезной и практичной информации, чем дорогостоящее обучение. Про эмоциональную отдачу я и не говорю.

Оборачиваясь назад, могу сказать, что мой выбор работы - настоящее чудо. В начале карьеры моя работа позволяла мне путешествовать и знакомиться с другими культурами через мою практику и общение с реальными людьми. У меня всегда были деньги, хотя разбогатеть с таким ремеслом удалось не многим. Я всегда ценил, что моя работа в области соматики не требовала громоздкого и дорогостоящего оборудования и оставляла мне свободу передвижения. 

Соматика не бывает скучной. Всем терапевтам приходится отвечать на вопросы: "Как я здесь оказался?" и "Как мне попасть в местечко получше?". Чтобы успешно работать мне, конечно, пришлось изучать анатомию, а еще медицину, психологию, антропологию, социологию, эмбриологию, строение клеток, инженерные модели тенсегрити, кроме того мне очень помогла практика йоги, Континуума, персональные тренировки, боевые искусства, танцы и т.п. Любое мировоззрение вписывается в работу с телом и позволяет вам найти свою нишу.

Я лично постоянно "зависал" то на одной части тела, то на другой: "Ой, все дело в стопах! Если поправить стопы, все что над ними само выправится". Нет проблем. Поиграйте с этой идеей пару месяцев или год. Через год такая же история может случиться с тазом или дыханием, или шеей (и для возведения на "трон" любого из них можно привести равное количество достаточно убедительных аргументов). Вперед! Погружайтесь с головой в предмет своей страсти, помня о том, что и это пройдет. Просто вы выйдете из этого периода с новым багажом знаний о стопах, позвоночнике, черепе или ином предмете, полностью поглотившем ваше внимание на какое-то время.

Возвращаясь к нашему треугольнику: искусство, наука и ремесло. Как и в любом другом треугольнике каждая сторона определяет и фиксирует угол между двумя другими сторонами. Откажитесь от любой из этих сторон и ваш путь станет более прямолинейным, одноплановым. Все они равно необходимы для построения надежной практики и карьеры.

Что касается науки, вы можете знать о фасции, анатомии или химии, больше или меньше чем другой терапевт. Дело в том, что чем с большим количеством научных исследований вам удалось познакомиться, тем лучше будет срабатывать ваша интуиция. Не обязательно знать все анатомические термины на латыни, но крайне важно четко представлять себе картинку того, что находится у вас под руками. Пусть ваши руки "знают" больше, и тогда картинки из учебников начнут оживать перед вами. 

Воруйте у лучших! Только делайте это аккуратно.

Том (Томас) Майерс - обучение анатомическим поездам в Москве

Работа, берущая за душу

Нет ничего лучше для освоения ремесла чем ежедневная практика на протяжении нескольких лет. Обеспечьте себе твердый фундамент. Проведите несколько лет "в окопах". Поставьте лечение на поток. Пусть ваша ремесло станет вами, но не поглотит вас. Я знаком с несколькими музыкантами. Каждый день они встают после обеда, идут в прокуренные бары и шумные клубы, и каждую ночь зажигают там по полной. Терапевты тоже бывают такими - они работают когда хотят, как хотят, и только с теми, с кем хотят.

Я не такой. Я встаю, прилично одеваюсь и предоставляю своим клиентам профессиональные услуги по 10 часов подряд. А когда мне хочется музыки, я играю, когда и кому хочу. А вы какие? Лекарь-художник - это ценно, но это не то же самое, что лекарь-профессионал.

Искусство лечения - третья сторона треугольника начинается у истоков. "Что привело вас в эту профессию?" - вот главный вопрос и ключ к тому, как стать художником своего дела, искусства которое с каждым годом становится все совершеннее и совершеннее.

Никто не скажет вам, что сделает вас художником. Ускользающие мгновения, например, когда учитель заменил мое прикосновение "с намерением" на прикосновение "с приглашением", оказывают глубочайшее воздействие, преобразующее меня на многие годы. Мое увлечение парусным спортом тоже вносит свой вклад в то, как я работаю с людьми. А еще любовь к природе, интерес к всевозможным животным. Однако, больше всего я учился этому искусству у моих клиентов, особенно у сложных клиентов.

Чтобы я оказался в своем будущем, меня в него тащили, пинали, на меня орали. У меня не было плана по завоеванию этого мира. Я просто интуитивно брался за разные возможности. Оглядываясь назад, скажу, что получилось даже лучше, чем если бы я планировал все это заранее. Лучшего выбора я сделать не мог. Эта работа берет за живое, она задействует тело, требует эмоциональной зрелости, подкидывает упоительно сладкие теоретические загадки и в тоже время укрепляет позиции клиентов. Что может быть прекраснее?

  • Перевод на русский - Наталия Дадиани